Николай Погодаев, Екатерина Дудзик. Sic est vita hominis – Такова жизнь человека: студенты из Кыргызстана и Казахстана об академическом, бытовом и городском пространствах Томска
Причиной массовой образовательной миграции из Кыргызстана в Россию и другие страны является слабость системы высшего образования в стране с точки зрения кадрового состава и технического обеспечения. По данным на конец 2024 г., в вузах России училось 16 тысяч граждан Кыргызстана, из них 7 тысяч – на бюджетной основе. В 2024 и 2025 годах было выделено по 700 квот для обучения в российских вузах. В университетах Томска на начало 2024–2025 учебного года училось около 500 выходцев из Кыргызстана.
Основными причинами учебной миграции из Казахстана в Россию являются высокое качество российского образования и его экономическая доступность. Казахстан является лидером по количеству обучающихся студентов в России. По данным посольства Казахстана в России, в вузах нашей страны на конец 2023 года обучалось около 67 тысяч казахстанских студентов, из них на бюджетной основе – 30 тысяч. На начало 2024–2025 учебного года в вузах Томска обучались 5,4 тысячи граждан Казахстана, что составляет 47,6 % от всех иностранных студентов томских вузов.
В рамках работы по гранту РНФ, используя целевую выборку и методику «снежного кома», мы провели по двадцать индивидуальных полуформализованных интервью со студентами, приехавшими в университеты Томска из Казахстана и Кыргызстана. Среди них были студенты и бакалавриата, и магистратуры, представители титульных этносов этих стран и русские. Последних было больше...
Читать публикацию