Анастасия Погорельская, Олег Коряковский: Текущий этап интернационализации в Казахстане - окно возможностей для российских вузов?
С 2022 года начался новый этап интернационализации высшего образования Казахстана, предполагающий бóльшую, чем раньше, диверсификацию географии образовательного сотрудничества и попытки Казахстана закрепить за собой роль образовательного лидера в Центральной Азии. При этом диверсификация образовательного сотрудничества, ставшая продолжением традиционной для Казахстана внешней политики многовекторности, означала на деле укрепление образовательных связей по иным географическим направлениям, чем российское. В частности, диверсификация стала ясно проявляться в динамике создания филиалов иностранных вузов в Казахстане.
Всего за 2021‒2023 гг. в Казахстане было открыто 12 филиалов как в формате стратегического партнерства, так и на базе казахстанских вузов. Свои филиалы учредили университеты Великобритании, Китая, США, Южной Кореи и т.д. (Национальный центр развития высшего образования, 2023). Например, в 2022 г. заработал филиал британского университета Де Монфор в Алматы, а американский Университет Аризоны получил в доверительное управление Северо-Казахстанский университет. В 2023 г. открылись филиалы шотландского университета Хериот-Уотт в Актобе и Сеульского национального университета науки и технологий в Кызылорде. В сентябре 2024 г. планировалось запустить работу ещё семи филиалов зарубежных вузов (Искакова, 2024).
Число филиалов российских вузов выросло меньше, чем ожидалось: в феврале 2022 г. было объявлено о планах по созданию в Казахстане филиалов 9 российских вузов, но к середине 2024 г. открылись только три – филиалы МИФИ, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и РХТУ им. Д.И. Менделеева в Таразе. При этом из соглашения между странами следует, что образовательное сотрудничество будет теперь носить условно паритетный характер, ввиду чего планируется открытие филиала одного из ведущих казахстанских вузов – Казахского национального университета им. Аль-Фараби – в Москве, что не было поставлено в качестве условия другим партнерам в образовательном сотрудничестве...
Читать публикацию