Viribus unitis!

Анастасия Погорельская. Общий рынок труда ЕАЭС: когда он заработает на благо граждан?

Учитывая объемы миграционных потоков и неравномерность демографических показателей стран евразийского пространства, перемещение трудовых ресурсов по их территории стало объективной необходимостью. Свобода передвижения трудящихся стала осознаваться как необходимое условие содействия экономическому развитию, что стало актуальным для всех стран постсоветского пространства после обретения ими независимости в 1991 г. В этой связи попытки обеспечения этой свободы стали предприниматься на постсоветском пространстве сразу после распада СССР, в частности, в рамках СНГ.

Например, уже в 1992 г. было подписано Соглашение о безвизовом режиме между странами СНГ, однако дельнейшие рамочные соглашения, как и создание специализированных институтов (например, Консультативного совета по вопросам труда, миграции и социального обеспечения), носили декларативный характер. В условиях замедления экономического роста, отсутствия крупных инфраструктурных и бизнес проектов, нуждающихся в значительном количестве иностранной рабочей силы, страны СНГ во многом не были заинтересованы в немедленном обеспечении свободы передвижения рабочей силы и, кроме того, вряд ли готовы были идти на издержки, связанные с установлением такой свободы в масштабах СНГ, учитывая необходимость использования имеющихся ресурсов для решения внутренних социальных и экономических проблем. Тем не менее, в ходе попыток обеспечить свободу передвижения трудовых ресурсов стало понятно то, что гармонизация правил трудовой миграции необходима в контексте решения экономических задач, а значит должна сопровождаться экономической интеграцией в целом, которая явно затормозилась в формате СНГ. Как следствие, отдельным заинтересованным в углублении экономической интеграции государствам удалось договориться о создании сначала Евразийского экономического сообщества, а затем - Евразийского экономического союза, в рамках которого содействие легальной трудовой миграции было объявлено одной из первостепенных задач.

Тем не менее, поставив задачу создания единого рынка труда на пространстве нового интеграционного объединения пяти стран – Евразийского экономического союза, начавшего действовать с 2015 г., представителям его государств-членов на тот момент удалось договориться по достаточно ограниченному кругу вопросов, касающихся свободы передвижения рабочей силы. На сегодня именно законодательная сторона единого рынка труда и его количественные показатели представляются наиболее полно исследованными его аспектами, чему в немалой степени способствовали работы И. Ивахнюк, Е. Кузминой, А. Старостина, С. Алиева, Г. Осадчей и других...

Читать публикацию
Поделиться:
Погорельская Анастасия Михайловна

- старший научный сотрудник Центра евразийских исследований ТГУ;

- доцент кафедры мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ.